Концепция просвещения

Концепция просветительской деятельности "Просвещение для будущего"

Концепция просветительской деятельности «Просвещение для будущего» обобщает имеющийся опыт концептуального осмысления просветительской деятельности, является системным документом, имеющим теоретическое и практическое значение для организации просветительской работы в России.

Концепция описывает миссию, цели, задачи, функции и основные принципы просвещения; направления и формы реализации просветительской деятельности  просветительскими организациями; потенциал просветительских организаций и механизмы его реализации; программу развития Российского общества «Знание»; взаимодействие просветительских организаций с органами власти по обеспечению права граждан на просвещение; международное просветительское сотрудничество Российского общества «Знание» и других просветительских организаций;  механизм  и ожидаемые результаты  реализации Концепции просветительской деятельности на период до 2020 года.  Важной частью Концепции является международная просветительская деятельность российских просветительских организаций среди соотечественников и граждан стран, имеющих с Россией дипломатические отношения.

Актуальна для широкого круга пользователей: организаторов просветительской и образовательной деятельности, методистов, преподавателей, активистов некоммерческих организаций, руководителей и специалистов органов государственной власти и муниципального управления, отвечающих за социальную работу с  гражданами, студентов и слушателей образовательных и просветительских программ, а также всех тех, кто считает просветительскую деятельность важнейшим элементом сохранения и приумножения культурного наследия России.

© Международный институт менеджмента ЛИНК, 2016 г.

© Российское общество «Знание», 2016 г.

 

Содержание

Преамбула

1. Миссия, цели, задачи, функции и основные принципы просвещения

1.1. Социальные функции  просвещения

1.2. Миссия, цели и задачи просветительской деятельности

1.3. Основные принципы осуществления просветительской деятельности

2. Направления и формы реализации просветительской деятельности

2.1. Направления просветительской деятельности

2.2. Формы реализации просветительской деятельности

2.2.1. Просветительские программы

2.2.2. Просветительские проекты

2.2.3. Просветительские мероприятия

3. Потенциал просветительских организаций и ресурсы для его реализации

4. Развитие Российского общества «Знание»

5. Взаимодействие просветительских организаций с органами власти

6. Международное сотрудничество Российского общества «Знание» и других просветительских организаций

7. Механизм и ожидаемые результаты  реализации Концепции просветительской деятельности на период до 2020 года.

Заключение

Приложение 1. Участники обсуждения концепции

Приложение 2. Основные понятия

Приложение 3. Использование электронных каналов коммуникации для просвещения

Литература

«Общество должно быть посредником  и проводником

настоящих, высоких, передовых

научных знаний от специалистов к народу».

С.И. Вавилов

Преамбула

Просветительская деятельность призвана:

  • оказывать содействие формированию научного мировоззрения граждан всех возрастов (и прежде всего молодежи), адекватного современным реалиям жизни в России и в мире;
  • содействовать утверждению в мировоззрении цивилизационной самобытности нашей страны;
  • всемерно использовать национальный и международный опыт просветительской и образовательной деятельности для оказания влияния на вектор развития цивилизации в целом.

Правовую основу просветительской деятельности составляют Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации и ее субъектов, нормативные правовые акты органов исполнительной власти Российской Федерации.

В настоящее время возникла исторически обусловленная необходимость консолидации российского общества и объединения институтов государства и гражданского общества (независимо от их политических, этнических и конфессиональных особенностей) в усилиях, направленных на сохранение и развитие России как уникальной полиэтнической и многоконфессиональной социальной общности народов, исторически формировавших современное государство – Российскую Федерацию.

К концу первого десятилетия наступившего XXI века стало очевидным неблагополучие нравственной среды, сложившейся в нашей стране. Глубочайшее социальное расслоение, возникшее в результате реформ конца XX века, привело к всепроникающей коррупции и осложнению социально-экономических условий жизни, обострению межэтнических отношений.

В целом значительная часть народа страны сегодня находится в состоянии деморализованности, сниженной инициативы, пессимистических установок. Линия президента частично снимает социальное напряжение за счет культивирования патриотических настроений и демонстрации уверенности и силы на мировой арене. В то же время отсутствие совместного будущего, размытости неопределенного настоящего, во многом обесцененное прошлое приводят к усилению кризисных явлений, в том числе в мыслях, чувствах и поведении живущих в России.

На это накладывается характерная для периода 90-х годов прошлого столетия невнятность политики государства в области общего и профессионального образования, ослабление институтов культуры при агрессивной экспансии поп- и псевдокультуры, насаждаемой в Интернет- и медиапространствах вполне определенными социальными силами,  направленными на разобщенность русскоязычной нации и создание конфликтных ситуаций в межнациональных отношениях. Тревожными симптомами являлись девальвация ценности института семьи, эрозия духовного взаимоприятия поколений.

Именно поэтому необходимы специальные системные действия в сфере формирования идентичности, поднятия духовно-нравственного уровня, повышения образованности народонаселения на территории Российской Федерации.

Идеи, которые предлагают разработчики Концепции, внепрофессиональны, находятся вне интересов каких-либо групп и по сути направлены на катализацию и стимулирование процессов интеграции общества посредством просвещения различных слоев населения.

Учитывая традиционно высокую потребность жителей России в поиске смысловых оснований жизни, открытию себя в мире, обсуждению серьезных цивилизационных, масштабных вопросов и проблем, готовность развиваться, этот проект «попадает» в сердцевину  цивилизационной культуры народов России.

Участие институтов гражданского общества в укреплении национального единства всех народов многонациональной России, в формировании гражданского национального самосознания и патриотизма среди всех категорий населения (и прежде всего молодежи) может и должно активно проявляться в широкомасштабной и современной по формам просветительской деятельности.

Реализация просветительских проектов обеспечивает преемственность развития страны, сохраняя, с одной стороны, традиции и обычаи, существующий жизненный уклад, а с другой – открывая двери инновациям, способствующим движению России вперед. Просвещение никогда не имело ничего общего с революциями и дворцовыми переворотами, резкой сменой политического курса или ротацией элит. Умело балансируя между различными политическими силами, просвещение и по сей день остается публичной ценностью, имеющей исключительное значение для будущего нашей страны.

Россия сегодня как никогда нуждается в просветительстве во имя сохранения человеческого и культурного генофонда нации, сохранения ее территориальной и этнической целостности. При этом в современных условиях просветительство имеет два направления, два вектора своего развития. Первое – это распространение добытых наукой знаний с целью ускорения темпов прогрессивного, социально-экономического развития и укрепления единства и целостности страны. Второе – это развитие гражданского общества в контексте культурно-исторических ценностей, повышение политической культуры участия рядовых граждан в делах государства, овладение навыками защиты своих прав и свобод. Здесь просветительство решает более «приземленные» задачи обустройства повседневной жизни и придания ей смысла, обучения тому, как справляться с конкретными жизненными проблемами.

Предметом просвещения выступают фундаментальные идеи: социальная справедливость, гражданственность, патриотизм и лидирующее развитие страны в социально-экономической, культурной, технологической и других сферах. Содержанием просвещения является распространение новейших научных знаний в области истории и культуры страны и мира, наук о человеке, природе и обществе, разрешение глобальных проблем человечества.

Идейными основами национальной консолидации российского общества в современных условиях могут и должны стать такие инварианты культурного наследия и развития всех ее народов, как:

  • культ семьи как основы воспроизводства народа;
  • любовь к своей малой Родине, уважение ее культуры как неотъемлемой части культуры Родины большой – всей России, знание истории малой Родины как неотъемлемой части истории всей России;
  • почитание культуры и национальных традиций всех народов Российской Федерации;
  • знание русского языка и уважение к нему как языку национального единства, признание за ним роли проводника в богатстве мировой культуры.

К идейным основам национальной консолидации следует отнести также и культ сохранения природы родного края и России в целом как ресурс жизнеобеспечения ее народов.

Работа по распространению знаний направлена на инициирование широкого саморазвивающегося гражданского движения, формирующего и утверждающего в массовой (и прежде всего молодежной) среде российское национальное самосознание. Усилия представителей просветительской деятельности должны быть направлены на развитие национального самосознания россиян, основанного на признании всеми гражданами, всеми субъектами общественной жизни своим высшим приоритетом сохранение территориальной целостности России, ее безопасности, а также сохранение ее природного и культурного генофонда.

При этом просветительская деятельность сфокусирована на разъяснении и распространении идей о том, что:

- сохранение целостности России обеспечивается единством ее правового поля и правосознания всех граждан, единым экономическим пространством, а также единым фундаментом общей культуры – русским языком;

- сохранение природного и культурного генофонда российской нации обеспечивается совместными усилиями государства и граждан по защите природного и ландшафтного богатства на всей территории России, разнообразия ее этнического состава, истории и культуры всех населяющих Россию этносов.

Важнейшим вопросом в просветительской деятельности также является  целеполагание в развитии страны и формирование образа ее будущего.

Принципы организации просветительской деятельности учитывают принятые базовые положения из «Основ государственной культурной политики»:

  • «в силу своего географического положения, многонациональности, многоконфессиональности Россия развивалась и развивается как страна, объединяющая два мира – Восток и Запад»;
  • «накоплен уникальный исторический опыт взаимовлияния, взаимообогащения, взаимного уважения различных культур – на этом естественным образом веками строилась российская государственность»;
  • «современный этап развития России требует максимального вовлечения потенциала культуры в процессы общественного прогресса»;
  • «утверждение приоритета культуры призвано обеспечить более высокое качество общества, его способность к гражданскому единству, к определению и достижению общих целей развития. Главным условием их реализации является формирование нравственной, ответственной, самостоятельно мыслящей, творческой личности»;
  • «к наиболее опасным для будущего России возможным проявлениям этого кризиса относятся: снижение интеллектуального и культурного уровня общества; девальвация общепризнанных ценностей и искажение ценностных ориентиров; рост агрессии и нетерпимости, проявления асоциального поведения; деформация исторической памяти, негативная оценка значительных периодов отечественной истории, распространение ложного представления об исторической отсталости России; атомизация общества – разрыв социальных связей (дружеских, семейных, соседских), рост индивидуализма, пренебрежения правами других»;
  • «принципами государственной культурной политики являются: территориальное и социальное равенство граждан, в том числе граждан с ограниченными возможностями здоровья, в реализации права на доступ к культурным ценностям, участие в культурной жизни и пользование организациями культуры; открытость и взаимодействие с другими народами и культурами, представление об отечественной культуре как о неотъемлемой части мировой культуры; соответствие экономических, технологических и структурных решений, принимаемых на государственном уровне, целям и задачам государственной культурной политики; свобода творчества и невмешательство государства в творческую деятельность; делегирование государством части полномочий по управлению сферой культуры общественным институтам»[1].

Образ будущего страны, создаваемый средствами просветительской деятельности в соответствии с «Основами государственной культурной политики», важно формировать на основе следующих ценностных критериев:

  1. Поддержка усилий государства и гражданского общества, направленных на устойчивое инновационное политическое, социально-экономическое и культурное развитие нашей страны, использование потенциала культуры для общественного прогресса.
  2. Формирование нравственной, ответственной, самостоятельно мыслящей, творческой личности, имеющей выраженную гражданскую позицию.
  3. Формирование в мировоззрении граждан образа России – страны людей честных, трудолюбивых, талантливых и ответственных за нее, уважающих ее историю, природу и культуру, живущих в согласии и уважении друг с другом независимо от религиозной и этнической принадлежности, единых в помыслах и устремлениях своим трудом сохранять, укреплять и развивать свое Отечество.
  4. Признание права на пожизненное образование и личностное развитие в качестве одного из фундаментальных прав человека.
  5. Преодоление тенденции снижения интеллектуального и культурного уровня общества.
  6. Внесение национального вклада в формирование общепризнанной системы ценностей с ориентацией на общечеловеческие ценности и идеалы гуманизма.
  7. Недопустимость пропаганды войны, этнических и религиозных распрей, насилия и жестокости.
  8. Использование и объединение положительного опыта Востока и Запада.
  9. Преодоление роста агрессии и нетерпимости.
  10. Преодоление асоциального поведения.
  11. Восстановление исторической памяти и преодоление попыток ложного представления об исторической отсталости России.
  12. Развитие социальных связей и преодоление индивидуализма.
  13. Целенаправленность информации: ориентация на конкретные социальные цели и приоритетные задачи просветительской деятельности.
  14. Адресность информации: учет специфики интересов и познавательных потребностей определенных категорий населения (дифференцированный подход).
  15. Доступность информации: учет возможностей аудитории воспринять и освоить сообщаемые знания и сведения.
  16. Научность информации: соответствие пропагандируемых и распространяемых знаний современному уровню развития науки.
  17. Достоверность информации.
  18. Партнерство социальных субъектов, причастных к организации просветительской деятельности.
  19. Своевременное информирование граждан о планируемых политических решениях государственных органов и разъяснение целей принятия этих решений.
  20. Способствование активному и компетентному участию граждан в различных видах практической деятельности, в том числе участию в общественных объединениях и движениях.
  21. Формирование общественного мнения по тому или иному актуальному вопросу.
  22. Соответствие принимаемых решений в сфере просветительской деятельности целям и задачам государственной культурной политики.

Приведенный набор критериев позволит не только привлекать и использовать адекватные им просветительские технологии, но и разрабатывать просветительские продукты в соответствии с указанным перечнем критериев. Кроме того, предложенные критерии просветительской деятельности  могут быть эффективно использованы при анализе, контроле и оценке качества современных просветительских и образовательных ресурсов.

Представленная Концепция является выражением преемственного развития исторических традиций российского просветительства, заложенных выдающимися гражданами Отечества (А.Н. Радищев, М.В. Ломоносов, Д.И. Менделеев, В.И. Вернадский и др.) и развитых в массовое патриотическое просветительское движение в стране усилиями крупнейших советских ученых (С.И. Вавилов, И.И. Артоболевский, Н.Г. Басов, В.А. Амбарцумян и др.) и других видных деятелей науки, культуры и общественной жизни страны. Это движение приняло форму Всесоюзного общества «Знание», которое было основано в 1947 году и идеи и опыт которого нашли свое воплощение в настоящей Концепции).

 

1. Миссия, цели, задачи, функции и основные принципы просвещения

1.1. Социальные функции  просвещения

В структуре образовательного комплекса России системе просвещения отведены следующие специфические по своему содержанию функции:

  • общеобразовательная: расширяет, дополняет и углубляет знания, получаемые в учебных заведениях и в иных обучающих центрах;
  • информационная: расширяет осведомленность граждан в социальных, правовых и других вопросах, увеличивает возможность доступа граждан к получению общественной и правовой информации о возможности защиты _радициированных государством прав и свобод;
  • разъяснительная: обеспечивает адекватность уяснения сообщаемых сведений, доступность и единство применения общих стандартов в области прав человека;
  • идеологическая: популяризирует идеи и концепции, отражающие особые интересы социальных общностей и групп;
  • социализирующая: способствует получению знаний и навыков для развития общественной активности и компетентностей, участия в обустройстве собственной жизни и защите своих прав;
  • агитационно-пропагандистская: распространяет сведения о деятельности тех или иных просветительских организаций в целях привлечения новых членов;
  • консультативная: распространяет функциональные знания о едином понимании прав человека, необходимые гражданам в повседневной жизни.

Реализация данных социально значимых функций просвещения традиции_яяется через институты гражданского общества, в частности при прямом координирующем участии Российского общества «Знание», а также иных общественных организаций, разрабатывающих и реализующих просветительские проекты.

1.2. Миссия, цели и задачи просветительской деятельности

Миссия просветительской деятельностираспространение актуальных знаний в целях наиболее полной самореализации личности, совершенствования общества, устойчивого развития страны и всего цивилизационного процесса.

Основная цель просветительской деятельности – реализация функции просвещения в рамках деятельности всех компонентов системы просвещения, направленной на воспроизводство и развитие гражданского общества и государственности Российской Федерации.

Просветительская организация как структурный компонент системы просвещения и субъект просветительской деятельности проводит деятельность по просветительской, информационной и образовательной поддержке усилий государства и общественных объединений, направленных на устойчивое инновационное, политическое, социально-экономическое и культурное развитие нашей страны.  Названная цель достигается посредством выполнения выявленных и утвержденных государственно-общественными организациями приоритетных задач.

Просветительская организация призвана заниматься целенаправленной просветительской деятельностью со всеми слоями населения (в том числе с молодежью) путем популяризации отечественной и мировой истории, науки и культуры, раскрытия особенностей цивилизационного развития России как самобытной, многонациональной, поликонфессиональной страны и как части цивилизационного процесса мирового сообщества.

Просветительская организация руководствуется основными принципами осуществления просветительской деятельности, обеспечивающими ее гуманистическое содержание, основанное на достижениях науки и результатах духовного творчества человечества. По своей форме она является современной, высокотехнологичной и многообразной (вариативной). В целом как субъект просветительской деятельности она должна формировать в мировоззрении граждан образ России – страны людей честных, трудолюбивых, талантливых и ответственных за нее, уважающих ее историю, природу и культуру, живущих в согласии и уважении друг с другом, независимо от религиозной и этнической принадлежности, единых в помыслах и устремлениях своим трудом сохранять, укреплять и развивать свое Отечество.

К приоритетным задачам просветительской деятельности на современном этапе относятся:

  • содействие росту культуры и образования сограждан, адаптация их к условиям жизни в процессе реформ и изменений, формирование их активной гражданской позиции и социального оптимизма;
  • своевременное информирование граждан о планируемых политических решениях государственных органов и разъяснение целей принятия этих решений;
  • содействие адекватному пониманию гражданами своих интересов, а также условий и обстоятельств их жизни;
  • способствование активному и компетентному участию граждан в различных видах практической деятельности, в том числе участию в общественных объединениях и движениях;
  • содействие правовой, профессиональной, социальной, политической, культурной ориентации граждан;
  • формирование общественного мнения по тому или иному актуальному вопросу.

1.3. Основные принципы осуществления просветительской деятельности

Просветительская деятельность планируется и осуществляется исходя из общих принципов просветительской деятельности в демократическом обществе, таких как:

  • интегрированность просветительской деятельности в задачи и практику государственного, культурного, социального и личностного развития Российской Федерации и ее граждан;
  • интегрированность просветительской деятельности в задачи и практику межгосударственного, культурного, социального и личностного развития в контексте общецивилизационного развития;
  • признание существенной роли просветительских организаций Российской Федерации как важнейших участников просветительской деятельности  не только в границах Российской Федерации, но и  за  ее пределами;
  • признание права на пожизненное образование и личностное развитие в качестве одного из фундаментальных прав человека;
  • ориентация на общечеловеческие ценности и идеалы гуманизма;
  • недопустимость пропаганды войны, этнических и религиозных распрей, насилия и жестокости;
  • широкая доступность просветительских мероприятий всем категориям населения;
  • самоуправляемость просветительских  организаций;
  • плюрализм: право политических партий, общественных движений и иных добровольных объединений граждан, не запрещенных законом, заниматься просветительской деятельностью, отражающей их идеологию;
  • недопустимость какой-либо незаконной цензуры по отношению к просветительским программам, проектам и мероприятиям;
  • государственная (в том числе финансовая) поддержка просветительских  организаций;
  • актуальность сообщаемой информации, основанная на отражении актуальных вопросов развития общества и служащая снижению остроты существующих проблем;
  • достоверность сообщаемой информации;
  • партнерство социальных субъектов, причастных к организации просветительской деятельности;
  • учет региональных и местных особенностей территории;
  • учет общегосударственных и общесоциальных интересов, интересов отдельных социальных групп.

 

2. Направления и формы реализации просветительской деятельности

2.1. Направления просветительской деятельности

Просветительские организации строят свою работу в соответствии с целями и задачами, конкретизирующими цели и задачи настоящей Концепции. Просветительская деятельность осуществляется по двум основным направлениям:

  • общеобразовательное: просветительские программы, адресованные всем категориям населения; историческое, патриотическое, духовно-нравственное, правовое, научное просвещение;
  • специализированное: просветительские программы, адресованные профессионалам.

В соответствии с этим выделяются следующие главные тематические направления просветительской деятельности просветительской организации:

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Государственная национальная политика Российской Федерации.
  3. Вехи истории великой страны.
  4. Культура народов России как общенациональное достояние.
  5. Природное наследие народов России и проблемы его сохранения.
  6. Семья как основной ресурс сохранения нации.
  7. Здоровый образ жизни граждан как ресурс сохранения нации: экология мышления, лингвистики, коммуникации в различных аспектах, поддержание нормы здоровья и работоспособности.
  8. Принципы и приёмы высокорезультативного освоения нужной для жизни информации.
  9. Принципы безопасной для сознания человека работы с информацией (оккультной и другой подобного рода) для обеспечения личной, семейной и общественной безопасности.
  10. Малая Родина – часть большой Родины.
  11. Гражданин России: права и обязанности.
  12. Вклад России в развитие мировой науки и технологий.
  13. Государственное и политическое устройство России.
  14. Внешняя политика России.
  15. Новейшие достижения российской и мировой науки и перспективы развития человечества в различных сферах культурной, духовной, социально-экономической и других сферах современного развития.
  16. Современное социальное и экономическое развитие России, а также других лидеров мирового развития.
  17. Современное российское законодательство.
  18. Безопасность России и защита Отечества.
  19. Антитеррористическая политика и практика как важнейшая составляющая деятельности по обеспечению безопасности России.

2.2. Формы реализации просветительской деятельности

Для всестороннего осуществления просветительской деятельности необходимо и возможно использовать следующие формы:

  • просветительские программы, проекты и мероприятия различных уровней сложности для аудиторий, сформированных либо по возрастному, либо по тематическому критерию, а также в связи с постановкой и решением тех или иных социальнозначимых задач в рамках реализации уставной деятельности просветительских организаций;
  • адаптированные уроки по главным тематическим направлениям для школьников разных классов;
  • работа со средствами массовой информации: создание специальных рубрик в печатных изданиях, циклы телепередач, актуальных программ на радио;
  • работа в трудовых коллективах: организация лекториев по отдельным вопросам в зависимости от специфики деятельности организации;
  • работа в учебных заведениях: организация лекториев, циклов лекций, круглых столов, дискуссий и других просветительских мероприятий;
  • работа в любых иных местах, дающих возможность общения с населением – в книжных магазинах, на выставках, на «днях открытых дверей», в службах занятости, в лечебных учреждениях, в учреждениях пенитенциарной системы и т.д.;
  • проведение обучающих семинаров, «круглых столов»;
  • организация распространения печатной продукции: информационных буклетов, листовок, памяток, флайеров;
  • адресное распространение информации отдельным категориям граждан, разъясняющее отдельные вопросы истории и права; экономики и социальных программ;
  • работа выездных агитационных бригад: выезды в территории с целью распространения правовой информации;
  • формирование интернет-страниц и сайтов;
  • создание просветительских интернет-порталов;
  • разработка кейсов учебно-методических материалов лекторов;
  • иные формы, не противоречащие принципам просветительской деятельности настоящей Концепции.

2.2.1. Просветительские программы

Под просветительской программой понимается разработанный специалистами документ, устанавливающий содержание и последовательность изложения сведений, предлагаемых для освоения лицам, составляющим аудиторию, которой эти сведения адресованы.

Просветительские программы разрабатываются и реализуются исходя из следующих основных принципов:

  • целенаправленность: ориентация на социальные цели и приоритетные задачи просветительской деятельности в соответствии с ее ценностными критериями настоящей концепции;
  • адресность: учет специфики интересов и познавательных потребностей определенных категорий населения (дифференцированный подход);
  • доступность: учет возможностей аудитории воспринять и освоить сообщаемые знания и сведения;
  • научность: соответствие пропагандируемых и распространяемых знаний современному уровню развития науки;
  • достоверность предлагаемых для освоения сведений;
  • учет многообразия потребностей населения в знаниях и сведениях (комплексный подход);
  • взаимосвязь и взаимодополняемость программ различной направленности (системный подход);
  • взаимодействие системы просвещения с образовательным комплексом страны и региона;
  • учет региональных и местных особенностей территории при планировании и реализации просветительских мероприятий.

Просветительские программы дифференцируются в зависимости от содержания социальных функций, ее приоритетных задач и направлений просветительской деятельности.

В целях содействия активному и компетентному участию населения в различных сферах жизни общества просветительские учреждения и организации разрабатывают и реализуют следующие основные виды программ:

  • гражданское просвещение: распространение знаний и пропаганда культурных и социальных ценностей, формирующих у членов общества чувство принадлежности к государству, в котором они живут;
  • политическое просвещение: повышение осведомленности о деятельности органов власти, а также освоение знаний, необходимых для участия в деятельности общественных организаций и движений;
  • юридическое просвещение: распространение знаний о гражданских правах, свободах и обязанностях человека и о способах их реализации;
  • научное просвещение: популяризация достижений современной науки;
  • историческое просвещение: распространение знаний о гражданских правах, свободах и обязанностях человека и о способах их реализации в международной практике в культурно-историческом контексте, обеспечивающем разноаспектный взгляд на идеи государственного устроения в цивилизационном опыте мирового сообщества;
  • просвещение в сфере здоровья человека: распространение знаний о здоровом образе жизни, долголетии, медицинских знаний и знаний в области экологии мышления и поведения человека, живущего в социуме;
  • психологическое просвещение: распространение знаний о психологии человека, выборе жизненного пути, адекватного поведения по отношению к другим людям;
  • экономическое просвещение: распространение знаний о значении экономики, путях и методах повышения ее эффективности;
  • просвещение в сфере развития инновационного мышления: распространение знаний о формах и методах генерации инновационных подходов, нацеливающих сознание людей на создание новых инновационных социально значимых продуктов, открытий, нестандартных решений и т.п.;
  • просвещение в сфере управления: распространение знаний об эффективном и неэффективном управлении, роли профессиональной подготовки в сфере менеджмента для поступательного развития общества;
  • просвещение в сфере культуры и искусства: распространение знаний о лучших образцах отечественной и мировой культуры, облагораживающих человека и нацеливающих его на экологичное поведение в социуме;
  • просвещение в сфере экологии: распространение знаний о значении бережного отношения к окружающей среде;
  • патриотическое просвещение и просвещение в сфере защиты Отечества: распространение знаний о необходимости укрепления оборонного потенциала страны;
  • другие виды программ, имеющие актуальность и соответствующие миссии, целям и задачам настоящей Концепции.

2.2.2. Просветительские проекты

Просветительские проекты планируются, разрабатываются и осуществляются как комплекс программ и мероприятий, направленных на выполнение национальных  и региональных программ развития просвещения. По характеру замысла и поставленных задач они подразделяются на три вида:

  1. тематические, имеющие в виду развитие определенного направления просветительской деятельности;
  2. территориальные, предусматривающие меры по развитию просвещения на определенной территории (национальные, региональные, локальные проекты);
  3. проекты, предназначаемые для привлечения к распространению тех или иных идей просвещения через лиц определенного возраста и социального статуса (для учащихся, для работающих, для пенсионеров).

Содержание просветительского проекта, его направленность и формы _радицзации не должны противоречить основным принципам просветительской деятельности.

Состав участников проекта зависит от конкретных обстоятельств и определяется совместным решением государственных и неправительственных органов управления и системы просвещения.

2.2.3. Просветительские мероприятия

Просветительские программы инициируются, планируются и осуществляются как совокупность последовательных организационных действий, именуемых мероприятиями, предпринимаемых для достижения целей, предусмотренных той или иной программой.

Обязанности по проведению названных мероприятий возлагаются на субъектов, осуществляющих просветительскую деятельность.

Продолжительность мероприятий и состав привлеченных для его проведения учреждений определяются направленностью просветительской программы и ее содержанием.

3. Потенциал просветительских организаций и ресурсы для его реализации

Основой всего ресурсного потенциала просветительской деятельности _радиется исторический опыт и авторитет Всесоюзного общества «Знание» и его правопреемника – Общества «Знание» России, преданность его членов идеям и _радицииям отечественного просветительства, новые возможности и новые ресурсы Российского общества «Знание» и других просветительских и партнерских организаций в сфере просветительской деятельности, разделяющих положения настоящей Концепции. 

В состав ресурсного потенциала просветительской деятельности следует включить  следующие.

  • Научно-методическийресурс. Использование интеллектуальной собственности просветительских организаций, развитые творческие контакты и сложившиеся связи с организациями науки, культуры, образования, включая международные контакты организаций и отдельных их членов.
  • Информационный ресурс. Широкое взаимодействие со средствами массовой информации, собственная издательская деятельность, эффективное использование информационно-коммуникативных технологий, коммуникация посредством семинаров, тренингов, познавательного туризма и т.д.
  • Человеческий (кадровый) ресурс. Привлечение к просветительской работе виднейших деятелей науки, культуры, образования, медицины и спорта, ветеранского корпуса и молодых воинов, а также специально подготовленной студенческой молодежи.
  • Социально-партнерский ресурс. Опорные пункты просветительской работы образовательных организаций всех уровней, видов и форм, молодежные клубы и объединения, учреждения культуры (музеи, библиотеки, театры, кинотеатры, парки и др.), социальные службы, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, войсковые подразделения.
  • Экономический ресурс. Прямое субсидирование со стороны государства; эффективное использование собственной недвижимости, учреждение и эффективное использование субъектов коммерческой деятельности; оказание платных образовательных и информационных услуг различным категориям населения и организациям; участие в субподрядной деятельности в рамках выполнения социальноориентированных государственных заказов организациями-партнерами; использование возможностей грантовой поддержки просветительских проектов.
  • Организационныйресурс. Наличие опыта сетевого строения  просветительских организаций, позволяющее отбирать и распространять передовой опыт и социальные технологии, осуществлять оперативные контакты периферийных субъектов организаций с центральными структурами государственного управления и гражданского общества.

 

4. Развитие Российского общества «Знание»

Российскому обществу «Знание» как системообразующей просветительской организации на этапе развертывания просветительской деятельности в масштабах решения задач, представленных в данной Концепции, необходимо наращивать организационно-административный ресурс, для чего важно осуществить следующие меры:

  • дальнейшее организационно-структурное развитие Российского общества «Знание»  путем создания отделений и представительств во всех субъектах Российской Федерации, а также на межрегиональном и муниципальном уровнях;
  • повсеместное укрепление творческих связей со структурами гражданского общества, институтами науки, культуры, образования, органами государственной власти, а также вовлечение в просветительскую деятельность широких слоев населения, способных содействовать достижению целей просветительской деятельности;
  • внедрение системных основ в деятельность Российского общества «Знание»: комплексное решение организационно-финансовых проблем, вопросов содержания и форм просвещения, проблем научно-методической поддержки просветительской деятельности. Системность на общероссийском уровне должна определяться уровнем устойчивости выстроенных сетевых связей и отношений между региональными  отделениями организации;
  • разработка и использование современных средств и технологий информационного сопровождения и поддержки деятельности Российского общества «Знание», новых форм  работы.

5. Взаимодействие просветительских организаций
с органами власти

Государственные органы всех уровней и органы местного самоуправления являются организациями-гарантами, обеспечивающими реализацию права граждан на получение новейших научных знаний в области истории и культуры страны и мира, наук о человеке, природе и обществе, разрешение глобальных проблем человечества.

Организации – субъекты просветительской деятельности вправе ожидать от государственных органов всех уровней и органов местного самоуправления  следующих действий:

  • разработки и осуществления политики в сфере  просвещения;
  • издания правовых актов, обеспечивающих развитие и работу сети учреждений просвещения и эффективность просветительской деятельности;
  • оказания финансовой  поддержки региональным отделениям Российского общества «Знание» и другим просветительским организациям;
  • осуществления контроля за неукоснительным соблюдением права на широкое  просвещение граждан, выявление и пресечение случаев дискриминации в этой области;
  • осуществления общего контроля за качеством просветительских программ и их соответствием принципам просветительской деятельности.

Организации – субъекты просветительской деятельности при этом осуществляют следующие действия:

  • участвуют в разработке политики в сфере просвещения;
  • готовят предложения для правовых актов, обеспечивающих развитие и работу сети учреждений просвещения и эффективность просветительской деятельности;
  • разрабатывают обоснованные предложения для получения финансовой поддержки зарегистрированным региональным отделениям Российского общества «Знание» и другим просветительским организациям;
  • способствуют осуществлению контроля за неукоснительным соблюдением права на широкое просвещение граждан, выявляют и пресекают случаи дискриминации в этой области;
  • способствуют осуществлению общего контроля за качеством просветительских программ и их соответствием принципам просветительской деятельности.

6. Международное сотрудничество Российского общества
«Знание» и других просветительских организаций

В Концепции внешней политики Российской Федерации (12 февраля 2013 г.) заявлены следующие цели внешней политики России:

«В соответствии с высшим приоритетом национальной безопасности – обеспечением защищенности личности, общества и государства – главные внешнеполитические усилия должны быть сосредоточены на достижении следующих основных целей:

а)  обеспечение безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, в наибольшей мере отвечающих интересам Российской Федерации как одного из влиятельных и конкурентоспособных центров современного мира;

б) создание благоприятных внешних условий для устойчивого и динамичного роста экономики России, ее технологической модернизации и перевода на инновационный путь развития, повышения уровня и качества жизни населения, укрепления правового государства и демократических институтов, реализации прав и свобод человека;

в)  активное продвижение курса на всемерное укрепление международного мира, всеобщей безопасности и стабильности в целях утверждения справедливой и демократической международной системы, основанной на коллективных началах в решении международных проблем, на верховенстве международного права, прежде всего на положениях Устава ООН, а также на равноправных и партнерских отношениях между государствами при центральной координирующей роли ООН как основной организации, регулирующей международные отношения;

г) формирование отношений добрососедства с сопредельными государствами, содействие устранению имеющихся и предотвращению возникновения новых очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к Российской Федерации регионах;

д) развитие двусторонних и многосторонних отношений взаимовыгодного и равноправного партнерства с иностранными государствами, межгосударственными объединениями, международными организациями и форумами на основе принципов уважения независимости и суверенитета, прагматизма, транспарентности, многовекторности, предсказуемости, неконфронтационного отстаивания национальных приоритетов. Развертывание широкого и недискриминационного международного сотрудничества, содействие становлению гибких внеблоковых сетевых альянсов, активное участие в них России;

ж) всесторонняя защита прав и законных интересов российских граждан и соотечественников, проживающих за рубежом, отстаивание в различных международных форматах российских подходов по теме защиты прав человека;

з) распространение и укрепление позиций русского языка в мире, популяризация культурных достижений народов России, консолидация русской диаспоры за рубежом;

и) содействие развитию конструктивного диалога и партнерства между цивилизациями в интересах укрепления согласия и взаимообогащения различных культур и религий»[2].

Таким образом, исходя из позиций Концепции внешней политики Российской Федерации концептуальной целью международной просветительской деятельности является углубление интеграции Российского общества «Знание» и других просветительских организаций в мировую просветительскую систему, разработка программы мероприятий по продвижению позитивного имиджа России, Российского общества «Знание» и всей системы непрерывного образования России, а также распространение и укрепление позиций русского языка в мире, популяризация культурных достижений народов России, консолидация русской диаспоры за рубежом.

Необходимо обеспечить взаимодействие Российского общества «Знание» и других просветительских организаций с российскими министерствами, ведомствами, организациями, комитетами по международным делам обеих палат Федерального Собрания России в вопросах развития просветительства, непрерывного образования с зарубежными странами, основанное на двусторонних соглашениях по направлениям:

  • продвижение инвестиционного и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами, развитие гуманитарных технологий;
  • разработка и реализация комплексной информационно-просветительской программы «Поддержка соотечественников в продвижении российской культуры за рубежом»;
  • позитивное развитие межнациональных, межэтнических и межконфес-сиональных отношений, создание атмосферы уважения и терпимости к образу жизни, традициям и верованиям народов других стран;
  • активизация сотрудничества с международными просветительскими и образовательными организациями;
  • развитие международного образовательного и просветительского туризма;
  • усиление работы с мигрантами;
  • организация совместных международных программ добровольчества и волонтерства;
  • создание системы информационно-просветительской работы с соотечественниками, проживающими за рубежом;
  • расширение сети курсов русского языка в зарубежных странах.

Развитие сотрудничества с зарубежными партнерскими просветительскими организациями на двухсторонней основе, доведение объективной информации о развитии России и ее регионов до сведения зарубежной общественности окажет благоприятное воздействие на имидж России в мире.

7. Механизм и ожидаемые результаты реализации Концепции просветительской деятельности на период до 2020 года

Вопросы воспитания и повышения культуры населения – это длительный процесс, затрагивающий изменение объективных условий жизни общества, целенаправленную идеологическую, организационную работу, осуществление комплекса  мер по  формированию личности.

В концентрированном виде эти меры должны быть сориентированы на то, чтобы создать качественно обновленную духовно-нравственную атмосферу, способствовать инновационному социально-экономическому развитию регионов и России в целом.

Основной координирующей организацией, реализующей Концепцию, является Российское общество «Знание», использующее опыт Общества «Знание» России и других просветительских организаций.

Российское общество «Знание» на основе двусторонних соглашений взаимодействует с министерствами и ведомствами, их подведомственными организациями, вузами и другими учебными заведениями, администрациями государственных органов власти регионов и муниципальными органами управления, Общественной палатой Российской Федерации и общественными палатами субъектов Российской Федерации, партнерскими общественными и другими организациями.

Механизм реализации Концепции предполагает:

  • наличие централизованного руководства просветительской деятельностью в лице федеральной просветительской структуры – Российского общества «Знание»;
  • наличие в каждом из субъектов Российской Федерации отделений указанной федеральной просветительской структуры;
  • систему организации просветительской деятельности в России, включающую в себя организационную и учебно-методическую составляющие в центре (г. Москва) и в каждом субъекте Российской Федерации;
  • систему организации просветительской деятельности за рубежом, включающую в себя организационный и учебно-методического центр в России (в рамках федеральной просветительской структуры), и сеть представительств (опорных пунктов) с флагманским (лидерскими) группами в зарубежных странах, на начальном этапе – при опоре на соответствующие структуры Министерства иностранных дел России (посольства, консульства) с целью создания при них центров развития просветительской деятельности за рубежом для работы с населением этих стран и с проживающими в них соотечественниками;
  • систему единого планирования и мониторинга исполнения плана на федеральном и региональном уровнях;
  • систему централизованного финансирования просветительской деятельности на федеральном и региональном уровнях;
  • систему научного и учебно-методического обеспечения;
  • наличие просветительского интернет-портала;
  • наличие редакционно-издательского центра федерального уровня;
  • договоры, заключенные с целью совместной просветительской деятельности, между федеральной просветительской структурой и другими заинтересованными участниками (министерствами, ведомствами, высшими учебными заведениями и другими субъектами в сфере образования и просвещения).

При создании системы просветительской деятельности важна апелляция к авторитету Президента РФ В.В. Путина, что позволит усилить весь проект и сделать его существенным фактором развития России за счет повышения культуры мышления населения, мудрого, исторического взгляда на происходящее в стране и в мире, формирования чувства совместности народа и чувства принадлежности к Родине как в России, так и среди соотечественников, проживающих за рубежом.

Целенаправленная просветительская деятельность  позволит активизировать следующие направления:

  • информационное обеспечение принимаемых законов и других нормативных актов по различным аспектам жизнедеятельности граждан региона и страны в целом;
  • совершенствование дифференцированной системы просвещения детей и взрослых, системы непрерывного образования;
  • обеспечение доступности граждан к информации путём издания необходимым тиражом текстов кодексов, федеральных законов, справочной и популярной литературы.

Она окажет влияние на вопросы воспитания и повышения культуры населения с учетом состояния различных его контингентов, включая индивидуальный подход к конкретным людям, и обеспечит понимание того, что это длительный процесс, требующий серьезных материальных затрат.

Важнейшими ожидаемыми результатами реализации Концепции станут следующие:

  • создание нового типа национальной и международной системы просветительской деятельности;
  • качественное повышение роли Российского общества «Знание» как одного из ведущих субъектов и организаторов изменений в просветительской деятельности;
  • формирование в общественном сознании как в России, так и за рубежом приоритетов просветительства, изложенных в данной Концепции, с целью утверждения просветительской деятельности как важнейшего фактора развития современного общества;
  • создание качественно обновленной духовно-нравственной атмосферы в российском обществе, которая будет способствовать инновационному социально-экономическому и культурному развитию России;
  • отработка новых механизмов управления просветительской деятельностью на национальном и международном уровнях;
  • смена вектора в развитии международного сообщества от конфронтации и борьбы за узконациональные интересы к взаимовыгодному сотрудничеству в целях общего устойчивого развития;
  • создание и усиление «центров просветительского влияния» в целях минимизации влияния российских и международных деструктивных структур, распространяющих идеологию деструктивизма, насилия, войны, аморальности;
  • оказание влияния на международные просветительские организации с целью их вовлечения в организацию глобальной просветительской деятельности на ценностях, принципах и направлениях работы, изложенных в данной концепции;
  • широкий доступ всех слоев населения России к полной и объективной информации о различных аспектах жизни российского общества;
  • широкий доступ к полной и объективной информации о различных аспектах жизни российского общества граждан зарубежных стран, а также соотечественников, проживающих за рубежом;
  • сохранение территориальной целостности России, ее безопасности, а также сохранение ее природного и культурного генофонда;
  • привлечение государственных институтов и общественных организаций России к активному участию граждан в развитии культуры, экономики, инновационного вектора социально-экономического развития при сохранении исторического наследия страны;
  • укрепление национального единства всех народов многонациональной России, формирование гражданского национального самосознания и патриотизма среди всех категорий населения.

 

Заключение

Настоящая концепция основывается на историческом опыте просветительства в России и учитывает современные реалии.

Особенности цивилизационного пути России, исторически сложившаяся система ценностей, традиции и культура составляют цивилизационный потенциал, позволяющий адекватно отвечать на любые вызовы времени.

Просветительская деятельность в России традиционно имеет гуманистическую, патриотическую и инновационную направленность. Актуализируя общий исторический опыт, она является одним из основных и действенных каналов развития гражданского общества, консолидации различных социальных слоев и групп, представителей различных этнических, культурных, конфессиональных сообществ в единую российскую нацию. Кроме того, просвещение в региональном аспекте является одним из важных инструментов создания и сохранения общего культурного поля.

Российское общество «Знание» и другие просветительские организации являются преемниками и продолжателями традиций российского просветительства, а свою деятельность расценивают как одну из важных составляющих в реализации масштабных целей, стоящих перед государством и обществом в сложных и меняющихся условиях XXI столетия.

 

Приложение 1

Участники обсуждения концепции

Ниже представлены ученые и специалисты, принимавшие участие в разработке и обсуждении Концепции, внесшие значительный вклад в ее идейную составляющую.

  • Бабуркин Сергей Александрович, доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой Ярославского государственного университета им. К.Д. Ушинского, уполномоченный по правам человека Ярославской области.
  • Бландинский Валерий Федорович, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой Ярославского государственного медицинского университета, президент Ярославской областной общественной организации – Общество «Знание».
  • Бугрин Вячеслав Петрович, кандидат технических наук, ведущий тьютор Международного института менеджмента ЛИНК.
  • Булаев Николай Иванович, доктор педагогических наук, профессор, заместитель Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, сопредседатель Координационного совета Общероссийской общественно-государственной просветительской организации «Российское общество "Знание"», Президент Общероссийской общественной организации – Общество «Знание» России.
  • Генералова Любовь Николаевна, председатель правления Вологодской региональной организации Общероссийской общественной организации – Общество «Знание» России.
  • Головчанов Сергей Станиславович, кандидат социологических наук, председатель Ярославского отделения Российского общества «Знание», заместитель председателя правления Общества «Знание» России, вице-президент Ярославской областной общественной организации – общество «Знание» России, директор Центра дополнительного и профессионального образования – Ярославского регионального центра ЛИНК, региональный руководитель проекта «Просвещение для будущего».
  • Головчанова Надежда Сергеевна, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры консультационной психологии Ярославского государственного университета им. П.Г.Демидова, исполнительный директор Ярославской региональной ассоциации психологов-консультантов.
  • Голубкин Валерий Николаевич, доктор технических наук, менеджер высшей квалификации МВА, научный руководитель программы МВА Международного института менеджмента ЛИНК.
  • Гордиенко Наталья Владиславовна, заместитель главы администрации городского округа город Рыбинск.
  • Егорова Тамара Витальевна, отличник народного просвещения РФ, член президиума Ярославской областной общественной организации – общество «Знание» России, руководитель Информационно-образовательного центра для пожилых людей «Золотой возраст» при Ярославской областной общественной организации – общество «Знание» России.
  • Иерусалимский Юрий Юрьевич, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой отечественной истории исторического факультета Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова.
  • Карпов Владимир Николаевич, доктор технических наук, профессор, руководитель секции Международной ассоциации участников космической деятельности.
  • Киселева Татьяна Геннадьевна, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой социальной педагогики и организации работы с молодежью Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского.
  • Клюева Надежда Владимировна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой консультационной психологии Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова, руководитель Центра корпоративного обучения и консультирования ЯрГУ им. П.Г.Демидова, президент Ярославской региональной ассоциации психологов-консультантов.
  • Комраков Евгений Станиславович, кандидат педагогических наук, доцент, тьютор-мастер, ведущий методист Международного института менеджмента ЛИНК.
  • Кононыгина Татьяна Михайловна, кандидат социологических наук,  руководитель Орловской областной организации общества «Знание» России.
  • Корытный Михаил Александрович, проректор по развитию Международного института менеджмента ЛИНК, руководитель проекта «Просвещение для будущего».
  • Модулина Ольга Борисовна, заместитель директора муниципального образовательного учреждения дополнительного профессионального образования  «Информационно-образовательный центр г. Рыбинска».
  • Окорокова Галина Павловна, вице-президент Общероссийской общественной организации – Общество «Знание» России, председатель правления Курской региональной общественной организации – Общество «Знание» России, ректор Курского института менеджмента, экономики и бизнеса, заслуженный работник культуры Российской Федерации, кандидат экономических наук, член Общественной палаты Российской Федерации, член Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции.
  • Орехов Виктор Дмитриевич, кандидат технических наук, директор департамента специальных программ Международного института менеджмента ЛИНК, научный руководитель проекта «Просвещение для будущего».
  • Пугач Виктория Федоровна, доктор социологических наук, профессор Национального исследовательского технологического университета МИСиС.
  • Теслинов Андрей Георгиевич, доктор технических наук, профессор Международного института менеджмента ЛИНК, профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
  • Чернявская Анна Георгиевна, кандидат педагогических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой методологии и дидактики бизнес-образования по научной работе Международного института менеджмента ЛИНК.
  • Шувалова Светлана Олеговна, кандидат педагогических наук, директор муниципального образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Информационно-образовательный центр г. Рыбинска».
  • Щенников Сергей Александрович, доктор педагогических наук, ректор Международного института менеджмента ЛИНК, вице-президент Ассоциации некоммерческих образовательных организаций регионов (АсНООР), член совета Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО), член президиума Ассоциации негосударственных вузов (АНВУЗ), руководитель экспертного совета по дополнительному профессиональному и корпоративному обучению Комитета по образованию Государственной Думы РФ.

 

Приложение 2

Основные понятия

Перечисленные ниже понятия используются в тексте настоящей Концепции с заданным основным значением, что не исключает их уточнения в нормативных актах, разрабатываемых в развитие данной Концепции:

Культура – по определению философов Возрождения культура является средством формирования идеальной универсальной личности – всесторонне образованной, воспитанной, благотворно влияющей на развитие наук и искусств, содействующей укреплению государства.

Согласно БСЭ культура – это «Исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях».

В широком понимании (СЭС, 1987 г.) культура включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т.д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей).

Профессиональная культура – интегративное понятие, отражающее достигнутый в трудовой деятельности уровень мастерства; означает творчески-созидательное отношение к труду, способность к принятию решений и их оценки одновременно с двух позиций – конкретно-технологической и социокультурной; формируется на основе конструктивного объединения профессиональной и социальной компетентности[3].

Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Образование является процессом передачи и освоения социально-культурного опыта, ориентированным на формирование комплекса способностей личности к  самостоятельному развитию.

Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Обучение – целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.

Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

Дополнительное образование – вид образования, которое направлено на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.

Образовательная деятельность – деятельность по реализации образовательных программ.

Образовательная организация – организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

Организация, осуществляющая обучение – юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность – образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение.

Педагогический работник – физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

Направленность (профиль) образования – ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы.

Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

Отношения в сфере образования – совокупность общественных отношений по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (образовательные отношения), и общественных отношений, которые связаны с образовательными отношениями и целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование.

Участники образовательных отношений – обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Участники отношений в сфере образования – участники образовательных отношений и федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения.

Общее образование – совокупность учреждений и образовательных программ, ориентированных на систематическое обогащение знаний и умений, необходимых всем членам общества, безотносительно к роду и характеру их профессиональных занятий.

Неформальное образование – совокупность программ и курсов, по завершении которых у лица не появляется право заниматься профессиональной деятельностью по профилю пройденного курса или поступать в образовательные учреждения более высокого уровня.

Непрерывное образование – пожизненный стадиальный процесс освоения знаний и умений, сориентированный на поступательное обогащение творческого потенциала личности и ее духовного мира; состоит из трех основных этапов – социализация индивида (детское образование), подготовка к различным видам социальной деятельности (юношеское образование), личностное развитие в период взрослости (образование взрослых).

Образование взрослых – составная часть системы образования, преемственно обеспечивающая обогащение знаний и умений, приобретенных до вступления в сферу оплачиваемой трудовой деятельности.

Информальное образование – процесс формирования и обогащения установок, освоения новых знаний и умений, протекающий вне рамок системы образования как специфического социального института, т.е. в ходе повседневной жизнедеятельности человека через общение, чтение, посещение учреждений культуры, учение на своем опыте и опыте других. Не имеет атрибутов педагогической формы. Префикс «ин» употреблен в значении «без».

Просвещение – целенаправленный процесс информирования населения об имеющемся научном, профессиональном и социально-культурном опыте, рассчитанный как на целевые группы, так и на более широкую аудиторию, не предполагающий формализованного контроля за успешностью освоения сообщаемых сведений.

Просветительская деятельность – разновидность неформального образования, совокупность организаций и информационно-образовательных мероприятий по целенаправленному распространению научных знаний и иных социально значимых сведений, формирующих общую культуру человека, основы его мировоззрения и комплекс интеллектуальных способностей к компетентному действию (к практической деятельности «со знанием дела»).

Просветительская организация – некоммерческая организация, осуществляющая просветительскую деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

Организация, осуществляющая просветительскую деятельность, – юридическое лицо, осуществляющее наряду с основной деятельностью просветительскую деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.

Просветительская программа – комплекс основных характеристик просветительского мероприятия (целевая аудитория, объем, содержание, планируемые результаты, форма контроля эффективности), организационно-технических условий и, при необходимости, форм реализации программы, которые представлены соответствующими методическими и оценочными материалами.

Просветительское мероприятие – совокупность организованных действий, направленных на распространение и разъяснение научных и профессиональных знаний, а также иных социально значимых сведений.

Работник сферы просвещения – физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных или договорных отношениях с просветительской организацией или организацией, осуществляющей просветительскую деятельность, и выполняет обязанности по разработке и (или) реализации просветительских программ.

Направленность просвещения – ориентация просветительской  программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие формы просветительской деятельности и требования к результатам реализации просветительской программы.

Качество просвещения – комплексная характеристика просветительской деятельности и реализации просветительских программ, выражающая степень их соответствия социальным задачам просветительских мероприятий и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется просветительская деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов просветительской программы.

Отношения в сфере просвещения – совокупность общественных отношений по реализации права граждан на просвещение.

Участники отношений в сфере просвещения – слушатели, родители (законные представители) несовершеннолетних слушателей, работники сферы просвещения и их представители, просветительские организации и организации, осуществляющие образовательную деятельность, органы государственной власти, муниципального управления и их представители, партнерские организации.

Пространство просвещения – интеллектуальная среда, интегрирующая  культурную, социальную, образовательную, научную, профессиональную среды с целью развития просветительской деятельности.

Просветительский процесс – планируемый и организованный непрерывный процесс производства, передачи и получения информации в соответствии с целями и задачами просветительской деятельности.

Пропаганда – распространение и углубленное разъяснение каких-либо идей, учений, взглядов, знаний; идейное воздействие на широкие массы.

Контрпропаганда – распространение взглядов и идей, противоположных тем, которых придерживаются идеологические противники.

Информация – любые сведения, принимаемые и передаваемые, сохраняемые различными источниками, вся совокупность сведений об окружающем нас мире, о всевозможных протекающих в нем процессах, которые могут быть восприняты людьми, электронными машинами и другими информационными системами.

Экологичная информация – сведения, принимаемые и передаваемые, сохраняемые различными источниками:

  • предназначенные для наиболее полной самореализации и развития человека как высшей гуманитарной и социальной сущности, совершенствования общества, устойчивого развития страны и всего человечества,
  • помогающие человеку наиболее благоприятным образом строить свою жизнь, эффективно решать личные и общественные задачи, регулировать свое здоровье, развивать свой интеллект и способности,
  • исключающие пропаганду социальной, расовой, национальной, религиозной, межгрупповой и межличностной ненависти и вражды, социального, расового, национального, религиозного, языкового, группового и личного превосходства,
  • способствующие преодолению роста агрессии, нетерпимости, непродуктивного неприятия информации, отличающейся от собственного мнения.

Эффективность просвещения – оценочная категория, характеризующая результаты просветительской деятельности по критерию их соответствия поставленным социальным и (или) личным целям.

 

Приложение 3

Использование электронных каналов коммуникации для просвещения

Электронные средства коммуникации в современную эпоху становятся все разнообразнее и эффективнее. Особенно быстро они стали прогрессировать с созданием сети Интернет. Растет мощность вычислительных систем и каналов передачи информации. Это ведет к совершенствованию методов коммуникации с участниками процесса просвещения.

Возрастающая актуальность использования веб-технологий очевидно предусматривает использование таких форм просветительской деятельности, как видеоконференции, вебинары, просветительские порталы (сайты), размещение лекционной, печатной, игровой и другой просветительской информации для всеобщего доступа в Иинтернет с включением интерактивных средств коммуникации.

Преимущества использования современных веб-технологий в просветительской деятельности:

  • обеспечение высокого уровня качества просветительской деятельности;
  • формирование пространства просвещения, не ограниченного рамками конкретной аудитории, региона, города или страны, и системы коммуникации участников просветительской деятельности, сочетающей виртуальные и реальные формы взаимодействия;
  • создание, поддержка и развитие централизованной системы управления просветительской деятельностью, включающей в себя разработанный интерактивный просветительский контент, систему интеграции существующих просветительских ресурсов, сервисы и инструменты для просветительской деятельности в сети, сеть площадок для онлайн-просвещения («пульт управления» просветительской деятельностью);
  • работа экспертной площадки, обеспечивающей разработку и развитие концепции просветительской деятельности и соответствующую методологическую экспертную рефлексию;
  • разработка и включение механизмов, обеспечивающих непосредственное участие заинтересованных сторон в реализации просветительского  процесса.

Ниже дано описание некоторых основных возможностей для развития просветительской деятельности с опорой на современные веб-технологии.

Интернет-сайт (портал) – компьютерная программа, подсоединенная к сети Интернет, имеющая собственный адрес (домен или IP-адрес) и обеспечивающая передачу данных другим адресатам. Все сайты в совокупности составляют Всемирную Интернет-сеть (World Wide Web). Веб-сайт является одним из основных инструментов электронной коммуникации. Сайт имеет страницы, на них размещаются файлы с контентом, которые для коммуникации с пользователем выводятся на монитор или иное мультимедийное устройство. Информация может представляться на сайте в различных видах: простые текстовые файлы, иллюстрации, видеоролики, таблицы данных, звуковое сопровождение, изображение с веб-камеры и т.д.

Вики – веб-сайт, структуру и содержание которого пользователи могут самостоятельно изменять с помощью инструментов, предоставляемых самим сайтом. Вики предлагает всем пользователям редактировать любую страницу или создавать новые страницы на вики-сайте без использования дополнительных программ. На базе данной технологии созданы уникальные справочные самообновляемые базы данных типа Википедии.

Электронное обучение (e-learning) – технология обучения, основанная на передаче учебных программ через Интернет в виде текстовых файлов, слайдов, иллюстраций, видеоизображений, звукового сопровождения и т.д. Для управления процессом обучения используется электронная учебная платформа (LMS) и, при необходимости, «электронный деканат». Файлы учебных курсов создаются в специальных форматах, например SCORM. Для контроля обучения используются тестовые программы. 

Электронная книга – общее название группы узкоспециализированных компактных планшетных компьютерных устройств, предназначенных для отображения текстовой информации, представленной в электронном виде, например электронных книг. Дисплей этих устройств отражает свет и потребляет энергию только для формирования изображения (перевертывания страниц), за счет чего существенно увеличивается время автономной работы. В одном устройстве могут храниться сотни книг, оно легче книги, позволяет регулировать размер шрифта, текст может быть озвучен синтезатором речи. Для электронных книг используются специальные форматы файлов (EPUB, FB2, MOBI, DJVU, PDF). Ежегодно порядка миллиарда деревьев вырубается для производства книг и газет. Переход к электронным книгам может сохранить эти деревья.

Электронный журнал – аналог традиционного журнала, который размещается на веб-сайте. Размещенная на нем информация может быть доступна любому человеку в мире, имеющему доступ в Интернет. Нередко электронные журналы создаются на базе существующих периодических изданий.

Электронная библиотека – упорядоченная коллекция разнородных электронных документов, в том числе книг и журналов, снабженных средствами навигации и поиска. Может быть веб-сайтом, где постепенно накапливаются различные тексты. Форматы хранения размещаемых в электронных библиотеках произведений делятся на предназначенные для чтения текста онлайн и форматы и для скачивания на компьютер читателя. Проблема формирования электронных библиотек заключается в соблюдении авторских прав. В ряде стран для научного и образовательного использования создаются электронные библиотеки без разрешения авторов. Появляются электронные научные и образовательные библиотеки открытого доступа.

Поисковые системы – это автоматизированная система, предназначенная для поиска информации. Одно из наиболее известных применений поисковых систем — веб-сервисы для целевого поиска текстовой или графической информации по поисковым фразам во Всемирной паутине. Наиболее популярные в России поисковые системы – Гугл, Яндекс, Mail.ru, Рамблер. Существуют попытки фильтровать с помощью поисковых систем сайты антисоциальной направленности.

Социальная сеть – платформа, онлайн-сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений в Интернете. Социальные сети являются мощным инструментом маркетинговых исследований, поскольку пользователи добровольно публикуют информацию о себе, своих взглядах, интересах, предпочтениях и т.д. Сети «затягивают» в общение пользователей, отнимают много времени, вытесняют реальное общение виртуальным, формируют «избыточность общения и информации» и Интернет зависимость. Однако они могут быть использованы и для целей просвещения.

Даже краткий обзор существующих электронных инструментов коммуникации показывает их разнообразие и возможности резко изменить инструментарий просвещения. Нет сомнения в том, что ассортимент таких средств будет расти в связи с общей закономерностью увеличения объема передаваемой информации. Одним из важнейших таких изменений будет нарастание объема видео-информации через Интернет.

 

Литература

  1. Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 г. (с изм., внесенными Указами Президента РФ от 09.01.1996 №20, от 10.02.1996 №173, от 09.06.2001 №679, от 25.07.2003 №841, Федеральным конституционным законом от 25.03.2004 №1-ФКЗ) http://constrf.ru/skachat-krf
  2. Путин В.В. Россия и меняющийся мир. – М.:, 2012 http://www.mn.ru/politics/78738
  3. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года»  (утв. Указом Президента РФ 30.04.2012) http://base.garant.ru/70169264/
  4. Концепция просветительской деятельности общероссийской общественной организации – общество «Знание» России с учетом «Основных направлений деятельности Общества «Знание» России на 2013–2017 годы» (принята ХVI съездом Общества «Знание» России) http://www.znanie.org/OZR/XVI/Concep.pdf
  5. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы. Утв. распоряж. Правительства РФ от 29 дек. 2014 г. № 2765-р http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70736882/
  6. Основные положения стратегии устойчивого развития России/Под ред. А.М. Шелехова (Комиссия Государственной Думы РФ по проблемам устойчивого развития). – М.,  2002. – 161 с.
  7. Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию. (Принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 3–14 июня 1992 года) http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/riodecl
  8. Нестеров Л., Аширова Г. Национальное богатство и человеческий капитал// ВЭ. – 2003. – № 2.
  9. Новое глобальное партнерство. Искоренение бедности и преобразование экономик посредством устойчивого развития. Отчет Группы высокого уровня по разработке повестки дня в области развития на период после 2015 года. United Nations Publications, 300 E 42nd Street, New York, NY 10017. 2013. http://www.un.org/ru/sg/management/hlp_report_ru.pdf  
  10. Орехов В.Д. Прогнозирование развития человечества с учетом фактора знания: Моногр. – Жуковский: МИМ ЛИНК, 2015. – 210 с.  http://world-evolution.ru/monografiya/
  11. Капица С.П. Парадоксы роста: законы глобального развития человечества. – М.: 2012. – C. 19.
  12. Устав Общероссийской общественной организации – Общество  «Знание» России – М.: 2013.
  13. Устав Общероссийской общественно-государственной просветительской организации «Российское общество "Знание". – М.: 2016.
  14. Концепция внешней политики Российской Федерации. – М.: 2013.
  15. Лавров С.В. Историческая перспектива внешней политики России. – М.: 2016.
  16. Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества. – М.: 2016.
  17. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года http://zakonbase.ru/content/base/265665
  18. Обоснование Российской концепции непрерывного образования взрослых. А.Г. Теслинов, В.В. Безлепкин, В.Л. Петров, С.А. Щенников – Жуковский, МИМ ЛИНК, 2014 г. – http://www.ou-link.ru/publ/link/2014rosconcep.html.
  19. План действий по реализации Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года. Утв. распоряж. Правительства РФ от 18 дек. 2012 г. №2423-р  http://docs.cntd.ru/document/902388109
  20. Государственная программа: «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года». Утв. распоряж. Правительства РФ от 27 дек. 2010 г., № 2446-р. -  http://base.garant.ru/55170341/
  21. Чуркин Н.П. Государственная стратегия Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования. Российский промышленно-экологический форум. 9 нояб. 2015 г. http://rospromeco.com/novosti/
    28-analytic/expertnoe-mnenie/288-mnenie-10
  22. Щенников С.А. Открытое дистанционное образование. – М.: Наука, 2002.


[1] http://kremlin.ru/events/president/news/47325

[2] http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70218094/

[3]  Большой толковый словарь по культурологии. Кононенко Б.И.. 2003

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 № 79-рп и на основании конкурса, проведенного Союзом женщин России.

Жуковский - Ярославль
2016

УДК37(043) ББК70в6

Г61 Головчанов С.С., Окорокова Г.П. 

Концепция просветительской деятельности «Просвещение для будущего» [Текст]: монография/ Ред.: В.Д. Орехов, Е.С. Комраков. –  Жуковский: АНО ВО «Международный институт менеджмента ЛИНК», 2016. – 36 с.

Рецензенты

С.А. Бабуркин, доктор политических наук
Н.В. Клюева, доктор психологических наук

Список участников обсуждения Концепции приведен в Приложении 1.

  • АНО ВО «Международный институт менеджмента ЛИНК», 2016 г.
  • Российское общество Знание, 2016 г.

Подпишитесь на нашу рассылку и оставайтесь в курсе всех событий!

Мы будем благодарны Вам за участие в работе портала «Просвещение для будущего» и будем стремиться освещать на нем самые современные новости в области просвещения, науки, образования и культуры.