Концепция просветительской деятельности «Просвещение для будущего» обобщает имеющийся опыт концептуального осмысления просветительской деятельности, является системным документом, имеющим теоретическое и практическое значение для организации просветительской работы в России.
Концепция описывает миссию, цели, задачи, функции и основные принципы просвещения; направления и формы реализации просветительской деятельности просветительскими организациями; потенциал просветительских организаций и механизмы его реализации; программу развития Российского общества «Знание»; взаимодействие просветительских организаций с органами власти по обеспечению права граждан на просвещение; международное просветительское сотрудничество Российского общества «Знание» и других просветительских организаций; механизм и ожидаемые результаты реализации Концепции просветительской деятельности на период до 2020 года. Важной частью Концепции является международная просветительская деятельность российских просветительских организаций среди соотечественников и граждан стран, имеющих с Россией дипломатические отношения.
Актуальна для широкого круга пользователей: организаторов просветительской и образовательной деятельности, методистов, преподавателей, активистов некоммерческих организаций, руководителей и специалистов органов государственной власти и муниципального управления, отвечающих за социальную работу с гражданами, студентов и слушателей образовательных и просветительских программ, а также всех тех, кто считает просветительскую деятельность важнейшим элементом сохранения и приумножения культурного наследия России.
© Международный институт менеджмента ЛИНК, 2016 г.
© Российское общество «Знание», 2016 г.
Преамбула
1. Миссия, цели, задачи, функции и основные принципы просвещения
1.1. Социальные функции просвещения
1.2. Миссия, цели и задачи просветительской деятельности
1.3. Основные принципы осуществления просветительской деятельности
2. Направления и формы реализации просветительской деятельности
2.1. Направления просветительской деятельности
2.2. Формы реализации просветительской деятельности
2.2.1. Просветительские программы
2.2.2. Просветительские проекты
2.2.3. Просветительские мероприятия
3. Потенциал просветительских организаций и ресурсы для его реализации
4. Развитие Российского общества «Знание»
5. Взаимодействие просветительских организаций с органами власти
6. Международное сотрудничество Российского общества «Знание» и других просветительских организаций
7. Механизм и ожидаемые результаты реализации Концепции просветительской деятельности на период до 2020 года.
Заключение
Приложение 1. Участники обсуждения концепции
Приложение 2. Основные понятия
Приложение 3. Использование электронных каналов коммуникации для просвещения
Литература
«Общество должно быть посредником и проводником
настоящих, высоких, передовых
научных знаний от специалистов к народу».
С.И. Вавилов
Просветительская деятельность призвана:
Правовую основу просветительской деятельности составляют Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации и ее субъектов, нормативные правовые акты органов исполнительной власти Российской Федерации.
В настоящее время возникла исторически обусловленная необходимость консолидации российского общества и объединения институтов государства и гражданского общества (независимо от их политических, этнических и конфессиональных особенностей) в усилиях, направленных на сохранение и развитие России как уникальной полиэтнической и многоконфессиональной социальной общности народов, исторически формировавших современное государство – Российскую Федерацию.
К концу первого десятилетия наступившего XXI века стало очевидным неблагополучие нравственной среды, сложившейся в нашей стране. Глубочайшее социальное расслоение, возникшее в результате реформ конца XX века, привело к всепроникающей коррупции и осложнению социально-экономических условий жизни, обострению межэтнических отношений.
В целом значительная часть народа страны сегодня находится в состоянии деморализованности, сниженной инициативы, пессимистических установок. Линия президента частично снимает социальное напряжение за счет культивирования патриотических настроений и демонстрации уверенности и силы на мировой арене. В то же время отсутствие совместного будущего, размытости неопределенного настоящего, во многом обесцененное прошлое приводят к усилению кризисных явлений, в том числе в мыслях, чувствах и поведении живущих в России.
На это накладывается характерная для периода 90-х годов прошлого столетия невнятность политики государства в области общего и профессионального образования, ослабление институтов культуры при агрессивной экспансии поп- и псевдокультуры, насаждаемой в Интернет- и медиапространствах вполне определенными социальными силами, направленными на разобщенность русскоязычной нации и создание конфликтных ситуаций в межнациональных отношениях. Тревожными симптомами являлись девальвация ценности института семьи, эрозия духовного взаимоприятия поколений.
Именно поэтому необходимы специальные системные действия в сфере формирования идентичности, поднятия духовно-нравственного уровня, повышения образованности народонаселения на территории Российской Федерации.
Идеи, которые предлагают разработчики Концепции, внепрофессиональны, находятся вне интересов каких-либо групп и по сути направлены на катализацию и стимулирование процессов интеграции общества посредством просвещения различных слоев населения.
Учитывая традиционно высокую потребность жителей России в поиске смысловых оснований жизни, открытию себя в мире, обсуждению серьезных цивилизационных, масштабных вопросов и проблем, готовность развиваться, этот проект «попадает» в сердцевину цивилизационной культуры народов России.
Участие институтов гражданского общества в укреплении национального единства всех народов многонациональной России, в формировании гражданского национального самосознания и патриотизма среди всех категорий населения (и прежде всего молодежи) может и должно активно проявляться в широкомасштабной и современной по формам просветительской деятельности.
Реализация просветительских проектов обеспечивает преемственность развития страны, сохраняя, с одной стороны, традиции и обычаи, существующий жизненный уклад, а с другой – открывая двери инновациям, способствующим движению России вперед. Просвещение никогда не имело ничего общего с революциями и дворцовыми переворотами, резкой сменой политического курса или ротацией элит. Умело балансируя между различными политическими силами, просвещение и по сей день остается публичной ценностью, имеющей исключительное значение для будущего нашей страны.
Россия сегодня как никогда нуждается в просветительстве во имя сохранения человеческого и культурного генофонда нации, сохранения ее территориальной и этнической целостности. При этом в современных условиях просветительство имеет два направления, два вектора своего развития. Первое – это распространение добытых наукой знаний с целью ускорения темпов прогрессивного, социально-экономического развития и укрепления единства и целостности страны. Второе – это развитие гражданского общества в контексте культурно-исторических ценностей, повышение политической культуры участия рядовых граждан в делах государства, овладение навыками защиты своих прав и свобод. Здесь просветительство решает более «приземленные» задачи обустройства повседневной жизни и придания ей смысла, обучения тому, как справляться с конкретными жизненными проблемами.
Предметом просвещения выступают фундаментальные идеи: социальная справедливость, гражданственность, патриотизм и лидирующее развитие страны в социально-экономической, культурной, технологической и других сферах. Содержанием просвещения является распространение новейших научных знаний в области истории и культуры страны и мира, наук о человеке, природе и обществе, разрешение глобальных проблем человечества.
Идейными основами национальной консолидации российского общества в современных условиях могут и должны стать такие инварианты культурного наследия и развития всех ее народов, как:
К идейным основам национальной консолидации следует отнести также и культ сохранения природы родного края и России в целом как ресурс жизнеобеспечения ее народов.
Работа по распространению знаний направлена на инициирование широкого саморазвивающегося гражданского движения, формирующего и утверждающего в массовой (и прежде всего молодежной) среде российское национальное самосознание. Усилия представителей просветительской деятельности должны быть направлены на развитие национального самосознания россиян, основанного на признании всеми гражданами, всеми субъектами общественной жизни своим высшим приоритетом сохранение территориальной целостности России, ее безопасности, а также сохранение ее природного и культурного генофонда.
При этом просветительская деятельность сфокусирована на разъяснении и распространении идей о том, что:
- сохранение целостности России обеспечивается единством ее правового поля и правосознания всех граждан, единым экономическим пространством, а также единым фундаментом общей культуры – русским языком;
- сохранение природного и культурного генофонда российской нации обеспечивается совместными усилиями государства и граждан по защите природного и ландшафтного богатства на всей территории России, разнообразия ее этнического состава, истории и культуры всех населяющих Россию этносов.
Важнейшим вопросом в просветительской деятельности также является целеполагание в развитии страны и формирование образа ее будущего.
Принципы организации просветительской деятельности учитывают принятые базовые положения из «Основ государственной культурной политики»:
Образ будущего страны, создаваемый средствами просветительской деятельности в соответствии с «Основами государственной культурной политики», важно формировать на основе следующих ценностных критериев:
Приведенный набор критериев позволит не только привлекать и использовать адекватные им просветительские технологии, но и разрабатывать просветительские продукты в соответствии с указанным перечнем критериев. Кроме того, предложенные критерии просветительской деятельности могут быть эффективно использованы при анализе, контроле и оценке качества современных просветительских и образовательных ресурсов.
Представленная Концепция является выражением преемственного развития исторических традиций российского просветительства, заложенных выдающимися гражданами Отечества (А.Н. Радищев, М.В. Ломоносов, Д.И. Менделеев, В.И. Вернадский и др.) и развитых в массовое патриотическое просветительское движение в стране усилиями крупнейших советских ученых (С.И. Вавилов, И.И. Артоболевский, Н.Г. Басов, В.А. Амбарцумян и др.) и других видных деятелей науки, культуры и общественной жизни страны. Это движение приняло форму Всесоюзного общества «Знание», которое было основано в 1947 году и идеи и опыт которого нашли свое воплощение в настоящей Концепции).
В структуре образовательного комплекса России системе просвещения отведены следующие специфические по своему содержанию функции:
Реализация данных социально значимых функций просвещения традиции_яяется через институты гражданского общества, в частности при прямом координирующем участии Российского общества «Знание», а также иных общественных организаций, разрабатывающих и реализующих просветительские проекты.
Миссия просветительской деятельности – распространение актуальных знаний в целях наиболее полной самореализации личности, совершенствования общества, устойчивого развития страны и всего цивилизационного процесса.
Основная цель просветительской деятельности – реализация функции просвещения в рамках деятельности всех компонентов системы просвещения, направленной на воспроизводство и развитие гражданского общества и государственности Российской Федерации.
Просветительская организация как структурный компонент системы просвещения и субъект просветительской деятельности проводит деятельность по просветительской, информационной и образовательной поддержке усилий государства и общественных объединений, направленных на устойчивое инновационное, политическое, социально-экономическое и культурное развитие нашей страны. Названная цель достигается посредством выполнения выявленных и утвержденных государственно-общественными организациями приоритетных задач.
Просветительская организация призвана заниматься целенаправленной просветительской деятельностью со всеми слоями населения (в том числе с молодежью) путем популяризации отечественной и мировой истории, науки и культуры, раскрытия особенностей цивилизационного развития России как самобытной, многонациональной, поликонфессиональной страны и как части цивилизационного процесса мирового сообщества.
Просветительская организация руководствуется основными принципами осуществления просветительской деятельности, обеспечивающими ее гуманистическое содержание, основанное на достижениях науки и результатах духовного творчества человечества. По своей форме она является современной, высокотехнологичной и многообразной (вариативной). В целом как субъект просветительской деятельности она должна формировать в мировоззрении граждан образ России – страны людей честных, трудолюбивых, талантливых и ответственных за нее, уважающих ее историю, природу и культуру, живущих в согласии и уважении друг с другом, независимо от религиозной и этнической принадлежности, единых в помыслах и устремлениях своим трудом сохранять, укреплять и развивать свое Отечество.
К приоритетным задачам просветительской деятельности на современном этапе относятся:
Просветительская деятельность планируется и осуществляется исходя из общих принципов просветительской деятельности в демократическом обществе, таких как:
Просветительские организации строят свою работу в соответствии с целями и задачами, конкретизирующими цели и задачи настоящей Концепции. Просветительская деятельность осуществляется по двум основным направлениям:
В соответствии с этим выделяются следующие главные тематические направления просветительской деятельности просветительской организации:
Для всестороннего осуществления просветительской деятельности необходимо и возможно использовать следующие формы:
Под просветительской программой понимается разработанный специалистами документ, устанавливающий содержание и последовательность изложения сведений, предлагаемых для освоения лицам, составляющим аудиторию, которой эти сведения адресованы.
Просветительские программы разрабатываются и реализуются исходя из следующих основных принципов:
Просветительские программы дифференцируются в зависимости от содержания социальных функций, ее приоритетных задач и направлений просветительской деятельности.
В целях содействия активному и компетентному участию населения в различных сферах жизни общества просветительские учреждения и организации разрабатывают и реализуют следующие основные виды программ:
Просветительские проекты планируются, разрабатываются и осуществляются как комплекс программ и мероприятий, направленных на выполнение национальных и региональных программ развития просвещения. По характеру замысла и поставленных задач они подразделяются на три вида:
Содержание просветительского проекта, его направленность и формы _радицзации не должны противоречить основным принципам просветительской деятельности.
Состав участников проекта зависит от конкретных обстоятельств и определяется совместным решением государственных и неправительственных органов управления и системы просвещения.
Просветительские программы инициируются, планируются и осуществляются как совокупность последовательных организационных действий, именуемых мероприятиями, предпринимаемых для достижения целей, предусмотренных той или иной программой.
Обязанности по проведению названных мероприятий возлагаются на субъектов, осуществляющих просветительскую деятельность.
Продолжительность мероприятий и состав привлеченных для его проведения учреждений определяются направленностью просветительской программы и ее содержанием.
Основой всего ресурсного потенциала просветительской деятельности _радиется исторический опыт и авторитет Всесоюзного общества «Знание» и его правопреемника – Общества «Знание» России, преданность его членов идеям и _радицииям отечественного просветительства, новые возможности и новые ресурсы Российского общества «Знание» и других просветительских и партнерских организаций в сфере просветительской деятельности, разделяющих положения настоящей Концепции.
В состав ресурсного потенциала просветительской деятельности следует включить следующие.
Российскому обществу «Знание» как системообразующей просветительской организации на этапе развертывания просветительской деятельности в масштабах решения задач, представленных в данной Концепции, необходимо наращивать организационно-административный ресурс, для чего важно осуществить следующие меры:
Государственные органы всех уровней и органы местного самоуправления являются организациями-гарантами, обеспечивающими реализацию права граждан на получение новейших научных знаний в области истории и культуры страны и мира, наук о человеке, природе и обществе, разрешение глобальных проблем человечества.
Организации – субъекты просветительской деятельности вправе ожидать от государственных органов всех уровней и органов местного самоуправления следующих действий:
Организации – субъекты просветительской деятельности при этом осуществляют следующие действия:
В Концепции внешней политики Российской Федерации (12 февраля 2013 г.) заявлены следующие цели внешней политики России:
«В соответствии с высшим приоритетом национальной безопасности – обеспечением защищенности личности, общества и государства – главные внешнеполитические усилия должны быть сосредоточены на достижении следующих основных целей:
а) обеспечение безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, в наибольшей мере отвечающих интересам Российской Федерации как одного из влиятельных и конкурентоспособных центров современного мира;
б) создание благоприятных внешних условий для устойчивого и динамичного роста экономики России, ее технологической модернизации и перевода на инновационный путь развития, повышения уровня и качества жизни населения, укрепления правового государства и демократических институтов, реализации прав и свобод человека;
в) активное продвижение курса на всемерное укрепление международного мира, всеобщей безопасности и стабильности в целях утверждения справедливой и демократической международной системы, основанной на коллективных началах в решении международных проблем, на верховенстве международного права, прежде всего на положениях Устава ООН, а также на равноправных и партнерских отношениях между государствами при центральной координирующей роли ООН как основной организации, регулирующей международные отношения;
г) формирование отношений добрососедства с сопредельными государствами, содействие устранению имеющихся и предотвращению возникновения новых очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к Российской Федерации регионах;
д) развитие двусторонних и многосторонних отношений взаимовыгодного и равноправного партнерства с иностранными государствами, межгосударственными объединениями, международными организациями и форумами на основе принципов уважения независимости и суверенитета, прагматизма, транспарентности, многовекторности, предсказуемости, неконфронтационного отстаивания национальных приоритетов. Развертывание широкого и недискриминационного международного сотрудничества, содействие становлению гибких внеблоковых сетевых альянсов, активное участие в них России;
ж) всесторонняя защита прав и законных интересов российских граждан и соотечественников, проживающих за рубежом, отстаивание в различных международных форматах российских подходов по теме защиты прав человека;
з) распространение и укрепление позиций русского языка в мире, популяризация культурных достижений народов России, консолидация русской диаспоры за рубежом;
и) содействие развитию конструктивного диалога и партнерства между цивилизациями в интересах укрепления согласия и взаимообогащения различных культур и религий»[2].
Таким образом, исходя из позиций Концепции внешней политики Российской Федерации концептуальной целью международной просветительской деятельности является углубление интеграции Российского общества «Знание» и других просветительских организаций в мировую просветительскую систему, разработка программы мероприятий по продвижению позитивного имиджа России, Российского общества «Знание» и всей системы непрерывного образования России, а также распространение и укрепление позиций русского языка в мире, популяризация культурных достижений народов России, консолидация русской диаспоры за рубежом.
Необходимо обеспечить взаимодействие Российского общества «Знание» и других просветительских организаций с российскими министерствами, ведомствами, организациями, комитетами по международным делам обеих палат Федерального Собрания России в вопросах развития просветительства, непрерывного образования с зарубежными странами, основанное на двусторонних соглашениях по направлениям:
Развитие сотрудничества с зарубежными партнерскими просветительскими организациями на двухсторонней основе, доведение объективной информации о развитии России и ее регионов до сведения зарубежной общественности окажет благоприятное воздействие на имидж России в мире.
Вопросы воспитания и повышения культуры населения – это длительный процесс, затрагивающий изменение объективных условий жизни общества, целенаправленную идеологическую, организационную работу, осуществление комплекса мер по формированию личности.
В концентрированном виде эти меры должны быть сориентированы на то, чтобы создать качественно обновленную духовно-нравственную атмосферу, способствовать инновационному социально-экономическому развитию регионов и России в целом.
Основной координирующей организацией, реализующей Концепцию, является Российское общество «Знание», использующее опыт Общества «Знание» России и других просветительских организаций.
Российское общество «Знание» на основе двусторонних соглашений взаимодействует с министерствами и ведомствами, их подведомственными организациями, вузами и другими учебными заведениями, администрациями государственных органов власти регионов и муниципальными органами управления, Общественной палатой Российской Федерации и общественными палатами субъектов Российской Федерации, партнерскими общественными и другими организациями.
Механизм реализации Концепции предполагает:
При создании системы просветительской деятельности важна апелляция к авторитету Президента РФ В.В. Путина, что позволит усилить весь проект и сделать его существенным фактором развития России за счет повышения культуры мышления населения, мудрого, исторического взгляда на происходящее в стране и в мире, формирования чувства совместности народа и чувства принадлежности к Родине как в России, так и среди соотечественников, проживающих за рубежом.
Целенаправленная просветительская деятельность позволит активизировать следующие направления:
Она окажет влияние на вопросы воспитания и повышения культуры населения с учетом состояния различных его контингентов, включая индивидуальный подход к конкретным людям, и обеспечит понимание того, что это длительный процесс, требующий серьезных материальных затрат.
Настоящая концепция основывается на историческом опыте просветительства в России и учитывает современные реалии.
Особенности цивилизационного пути России, исторически сложившаяся система ценностей, традиции и культура составляют цивилизационный потенциал, позволяющий адекватно отвечать на любые вызовы времени.
Просветительская деятельность в России традиционно имеет гуманистическую, патриотическую и инновационную направленность. Актуализируя общий исторический опыт, она является одним из основных и действенных каналов развития гражданского общества, консолидации различных социальных слоев и групп, представителей различных этнических, культурных, конфессиональных сообществ в единую российскую нацию. Кроме того, просвещение в региональном аспекте является одним из важных инструментов создания и сохранения общего культурного поля.
Российское общество «Знание» и другие просветительские организации являются преемниками и продолжателями традиций российского просветительства, а свою деятельность расценивают как одну из важных составляющих в реализации масштабных целей, стоящих перед государством и обществом в сложных и меняющихся условиях XXI столетия.
Участники обсуждения концепции
Ниже представлены ученые и специалисты, принимавшие участие в разработке и обсуждении Концепции, внесшие значительный вклад в ее идейную составляющую.
Основные понятия
Перечисленные ниже понятия используются в тексте настоящей Концепции с заданным основным значением, что не исключает их уточнения в нормативных актах, разрабатываемых в развитие данной Концепции:
Культура – по определению философов Возрождения культура является средством формирования идеальной универсальной личности – всесторонне образованной, воспитанной, благотворно влияющей на развитие наук и искусств, содействующей укреплению государства.
Согласно БСЭ культура – это «Исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях».
В широком понимании (СЭС, 1987 г.) культура включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т.д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей).
Профессиональная культура – интегративное понятие, отражающее достигнутый в трудовой деятельности уровень мастерства; означает творчески-созидательное отношение к труду, способность к принятию решений и их оценки одновременно с двух позиций – конкретно-технологической и социокультурной; формируется на основе конструктивного объединения профессиональной и социальной компетентности[3].
Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Образование является процессом передачи и освоения социально-культурного опыта, ориентированным на формирование комплекса способностей личности к самостоятельному развитию.
Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Обучение – целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.
Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
Дополнительное образование – вид образования, которое направлено на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.
Образовательная деятельность – деятельность по реализации образовательных программ.
Образовательная организация – организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
Организация, осуществляющая обучение – юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность – образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение.
Педагогический работник – физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
Направленность (профиль) образования – ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы.
Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
Отношения в сфере образования – совокупность общественных отношений по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (образовательные отношения), и общественных отношений, которые связаны с образовательными отношениями и целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование.
Участники образовательных отношений – обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Участники отношений в сфере образования – участники образовательных отношений и федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения.
Общее образование – совокупность учреждений и образовательных программ, ориентированных на систематическое обогащение знаний и умений, необходимых всем членам общества, безотносительно к роду и характеру их профессиональных занятий.
Неформальное образование – совокупность программ и курсов, по завершении которых у лица не появляется право заниматься профессиональной деятельностью по профилю пройденного курса или поступать в образовательные учреждения более высокого уровня.
Непрерывное образование – пожизненный стадиальный процесс освоения знаний и умений, сориентированный на поступательное обогащение творческого потенциала личности и ее духовного мира; состоит из трех основных этапов – социализация индивида (детское образование), подготовка к различным видам социальной деятельности (юношеское образование), личностное развитие в период взрослости (образование взрослых).
Образование взрослых – составная часть системы образования, преемственно обеспечивающая обогащение знаний и умений, приобретенных до вступления в сферу оплачиваемой трудовой деятельности.
Информальное образование – процесс формирования и обогащения установок, освоения новых знаний и умений, протекающий вне рамок системы образования как специфического социального института, т.е. в ходе повседневной жизнедеятельности человека через общение, чтение, посещение учреждений культуры, учение на своем опыте и опыте других. Не имеет атрибутов педагогической формы. Префикс «ин» употреблен в значении «без».
Просвещение – целенаправленный процесс информирования населения об имеющемся научном, профессиональном и социально-культурном опыте, рассчитанный как на целевые группы, так и на более широкую аудиторию, не предполагающий формализованного контроля за успешностью освоения сообщаемых сведений.
Просветительская деятельность – разновидность неформального образования, совокупность организаций и информационно-образовательных мероприятий по целенаправленному распространению научных знаний и иных социально значимых сведений, формирующих общую культуру человека, основы его мировоззрения и комплекс интеллектуальных способностей к компетентному действию (к практической деятельности «со знанием дела»).
Просветительская организация – некоммерческая организация, осуществляющая просветительскую деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
Организация, осуществляющая просветительскую деятельность, – юридическое лицо, осуществляющее наряду с основной деятельностью просветительскую деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.
Просветительская программа – комплекс основных характеристик просветительского мероприятия (целевая аудитория, объем, содержание, планируемые результаты, форма контроля эффективности), организационно-технических условий и, при необходимости, форм реализации программы, которые представлены соответствующими методическими и оценочными материалами.
Просветительское мероприятие – совокупность организованных действий, направленных на распространение и разъяснение научных и профессиональных знаний, а также иных социально значимых сведений.
Работник сферы просвещения – физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных или договорных отношениях с просветительской организацией или организацией, осуществляющей просветительскую деятельность, и выполняет обязанности по разработке и (или) реализации просветительских программ.
Направленность просвещения – ориентация просветительской программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие формы просветительской деятельности и требования к результатам реализации просветительской программы.
Качество просвещения – комплексная характеристика просветительской деятельности и реализации просветительских программ, выражающая степень их соответствия социальным задачам просветительских мероприятий и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется просветительская деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов просветительской программы.
Отношения в сфере просвещения – совокупность общественных отношений по реализации права граждан на просвещение.
Участники отношений в сфере просвещения – слушатели, родители (законные представители) несовершеннолетних слушателей, работники сферы просвещения и их представители, просветительские организации и организации, осуществляющие образовательную деятельность, органы государственной власти, муниципального управления и их представители, партнерские организации.
Пространство просвещения – интеллектуальная среда, интегрирующая культурную, социальную, образовательную, научную, профессиональную среды с целью развития просветительской деятельности.
Просветительский процесс – планируемый и организованный непрерывный процесс производства, передачи и получения информации в соответствии с целями и задачами просветительской деятельности.
Пропаганда – распространение и углубленное разъяснение каких-либо идей, учений, взглядов, знаний; идейное воздействие на широкие массы.
Контрпропаганда – распространение взглядов и идей, противоположных тем, которых придерживаются идеологические противники.
Информация – любые сведения, принимаемые и передаваемые, сохраняемые различными источниками, вся совокупность сведений об окружающем нас мире, о всевозможных протекающих в нем процессах, которые могут быть восприняты людьми, электронными машинами и другими информационными системами.
Экологичная информация – сведения, принимаемые и передаваемые, сохраняемые различными источниками:
Эффективность просвещения – оценочная категория, характеризующая результаты просветительской деятельности по критерию их соответствия поставленным социальным и (или) личным целям.
Использование электронных каналов коммуникации для просвещения
Электронные средства коммуникации в современную эпоху становятся все разнообразнее и эффективнее. Особенно быстро они стали прогрессировать с созданием сети Интернет. Растет мощность вычислительных систем и каналов передачи информации. Это ведет к совершенствованию методов коммуникации с участниками процесса просвещения.
Возрастающая актуальность использования веб-технологий очевидно предусматривает использование таких форм просветительской деятельности, как видеоконференции, вебинары, просветительские порталы (сайты), размещение лекционной, печатной, игровой и другой просветительской информации для всеобщего доступа в Иинтернет с включением интерактивных средств коммуникации.
Преимущества использования современных веб-технологий в просветительской деятельности:
Ниже дано описание некоторых основных возможностей для развития просветительской деятельности с опорой на современные веб-технологии.
Интернет-сайт (портал) – компьютерная программа, подсоединенная к сети Интернет, имеющая собственный адрес (домен или IP-адрес) и обеспечивающая передачу данных другим адресатам. Все сайты в совокупности составляют Всемирную Интернет-сеть (World Wide Web). Веб-сайт является одним из основных инструментов электронной коммуникации. Сайт имеет страницы, на них размещаются файлы с контентом, которые для коммуникации с пользователем выводятся на монитор или иное мультимедийное устройство. Информация может представляться на сайте в различных видах: простые текстовые файлы, иллюстрации, видеоролики, таблицы данных, звуковое сопровождение, изображение с веб-камеры и т.д.
Вики – веб-сайт, структуру и содержание которого пользователи могут самостоятельно изменять с помощью инструментов, предоставляемых самим сайтом. Вики предлагает всем пользователям редактировать любую страницу или создавать новые страницы на вики-сайте без использования дополнительных программ. На базе данной технологии созданы уникальные справочные самообновляемые базы данных типа Википедии.
Электронное обучение (e-learning) – технология обучения, основанная на передаче учебных программ через Интернет в виде текстовых файлов, слайдов, иллюстраций, видеоизображений, звукового сопровождения и т.д. Для управления процессом обучения используется электронная учебная платформа (LMS) и, при необходимости, «электронный деканат». Файлы учебных курсов создаются в специальных форматах, например SCORM. Для контроля обучения используются тестовые программы.
Электронная книга – общее название группы узкоспециализированных компактных планшетных компьютерных устройств, предназначенных для отображения текстовой информации, представленной в электронном виде, например электронных книг. Дисплей этих устройств отражает свет и потребляет энергию только для формирования изображения (перевертывания страниц), за счет чего существенно увеличивается время автономной работы. В одном устройстве могут храниться сотни книг, оно легче книги, позволяет регулировать размер шрифта, текст может быть озвучен синтезатором речи. Для электронных книг используются специальные форматы файлов (EPUB, FB2, MOBI, DJVU, PDF). Ежегодно порядка миллиарда деревьев вырубается для производства книг и газет. Переход к электронным книгам может сохранить эти деревья.
Электронный журнал – аналог традиционного журнала, который размещается на веб-сайте. Размещенная на нем информация может быть доступна любому человеку в мире, имеющему доступ в Интернет. Нередко электронные журналы создаются на базе существующих периодических изданий.
Электронная библиотека – упорядоченная коллекция разнородных электронных документов, в том числе книг и журналов, снабженных средствами навигации и поиска. Может быть веб-сайтом, где постепенно накапливаются различные тексты. Форматы хранения размещаемых в электронных библиотеках произведений делятся на предназначенные для чтения текста онлайн и форматы и для скачивания на компьютер читателя. Проблема формирования электронных библиотек заключается в соблюдении авторских прав. В ряде стран для научного и образовательного использования создаются электронные библиотеки без разрешения авторов. Появляются электронные научные и образовательные библиотеки открытого доступа.
Поисковые системы – это автоматизированная система, предназначенная для поиска информации. Одно из наиболее известных применений поисковых систем — веб-сервисы для целевого поиска текстовой или графической информации по поисковым фразам во Всемирной паутине. Наиболее популярные в России поисковые системы – Гугл, Яндекс, Mail.ru, Рамблер. Существуют попытки фильтровать с помощью поисковых систем сайты антисоциальной направленности.
Социальная сеть – платформа, онлайн-сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений в Интернете. Социальные сети являются мощным инструментом маркетинговых исследований, поскольку пользователи добровольно публикуют информацию о себе, своих взглядах, интересах, предпочтениях и т.д. Сети «затягивают» в общение пользователей, отнимают много времени, вытесняют реальное общение виртуальным, формируют «избыточность общения и информации» и Интернет зависимость. Однако они могут быть использованы и для целей просвещения.
Даже краткий обзор существующих электронных инструментов коммуникации показывает их разнообразие и возможности резко изменить инструментарий просвещения. Нет сомнения в том, что ассортимент таких средств будет расти в связи с общей закономерностью увеличения объема передаваемой информации. Одним из важнейших таких изменений будет нарастание объема видео-информации через Интернет.
[1] http://kremlin.ru/events/president/news/47325
[2] http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70218094/
[3] Большой толковый словарь по культурологии. Кононенко Б.И.. 2003
При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 № 79-рп и на основании конкурса, проведенного Союзом женщин России.
Жуковский - Ярославль
2016
УДК37(043) ББК70в6
Г61 Головчанов С.С., Окорокова Г.П.
Концепция просветительской деятельности «Просвещение для будущего» [Текст]: монография/ Ред.: В.Д. Орехов, Е.С. Комраков. – Жуковский: АНО ВО «Международный институт менеджмента ЛИНК», 2016. – 36 с.
Рецензенты
С.А. Бабуркин, доктор политических наук
Н.В. Клюева, доктор психологических наук
Список участников обсуждения Концепции приведен в Приложении 1.
Мы будем благодарны Вам за участие в работе портала «Просвещение для будущего» и будем стремиться освещать на нем самые современные новости в области просвещения, науки, образования и культуры.